Акварельный урок №2

По правде сказать, это не совсем урок. Тут нет пошаговых инструкций и готовых рецептов. В этот раз я просто решила рассказать, как я обычно работаю. Будет много мыслей, рассуждений, рекомендаций и, конечно, картинок. Ведь как показывает практика, то, что для одного лежит на поверхности, второму может показаться очень любопытным. Надеюсь, и вы почерпнете что-то полезное из этого урока.

Немного об организации

Очень важно, чтобы ваше рабочее место было удобным. Чтобы вы не отвлекались на поиски нужной кисти или карандаша. Все должно быть на своих местах и ничего не должно раздражать.

Мне нравится, как к вопросу организации рабочего места подходят китайские живописцы. Для них это своеобразная философия: принадлежности должны лежать на строго отведенных местах, в определенном порядке. Это позволяет художнику сосредоточиться на картине и каждом движении кисти.

Я призываю вас потратить пять минут до начала работы для получения наилучшего результата.

Эту акварель я рисовала для одного интересного проекта, где нужно было изобразить девушек (или других моделей) в заданных костюмах. Техника и сюжет выбрала я. На примере этой работы я и расскажу как я обычно рисую.

Материалы и инструменты

Для начала, какие материалы мне понадобились:

  • набор питерской акварели
  • мягкие акварельные карандаши
  • кисти из натурального волоса (белка плоская -№8 , круглая №5, №8, колонковая круглая №1)
  • бумага акварельная (среднее зерно)
  • банка с водой, губка, тряпка (для вытирания кисти)
  • палитра (у меня она встроена в набор акварели) Если у вас нет палитры, обязательно ей обзаведитесь. Идеальный вариант – фарфоровая палитра с разделителями, но можно обойтись и простым белым блюдцем.
  • планшет из ДВП и бумажный скотч (если вы используете не лист, а склейку, то планшет вам не понадобится)

Я предпочитаю рисовать в один прием и крайне редко работаю в несколько сеансов. Мне важно, чтобы в картине непременно чувствовалось настроение. У меня это получается сделать лишь, работая на одном дыхании и в один прием. Эмоции — настолько неуловимые вещи, что стоит немного “остыть”, как больше не сможешь внести в работу ничего хорошего.

Композиция

Для начала важно определиться с композицией. Правильная композиция — залог успеха. Она может притягивать взгляды, усиливать эффекты. Но это отдельная большая тема для разговора, пока что предлагаю ограничиться парой наставлений:

  • элементы должны уравновешивать друг друга (это не говорит о том, что они должны быть одинакового объема)
  • в то же время, не стоит забивать все пустые пространства, не бойтесь “воздуха”
  • парочка “почеркушек” с разными композиционными решениями не отнимет у вас много времени, однако сильно поможет в дальнейшем)

Я выбрала первый, вертикальный вариант и определила фактический центр композиции (для этого достаточно провести диагонали).

Намечаем рисунок

Дальше нужно перенести рисунок на лист. Так как акварель любит нетронутую ластиком бумагу, я очень стараюсь ничего не исправлять. Рисунок намечаю легким нажатием акварельного карандаша. Однако фигуры людей сразу пишу красками. Может показаться, что это сложно и лучше их сначала как следует “простроить”. Но работа пятном гораздо проще, чем линией. Если попробуете мой способ — убедитесь, что пропорции тела соблюсти проще.

Для прорисовки фигур я взяла круглую беличью кисть, смешала близкий к цвету тела оттенок (охра желтая и сиена жженая). В дальнейшем этот цвет станет основным тоном кожи на свету. Я учитываю места, которые должны остаться светлыми (например корсет девушки слева) и намечаю его лишь легкими штрихами.

На этом этапе детали не важны, я стремлюсь наметить лишь общие формы. Обратите внимание, что для фигур людей важны узловые элементы: линия плечей, позвоночник, линия таза, общее движение ног и головы. Вообще, такие наброски именно кистью, очень полезны. Они заставляют улавливать суть и лишают возможности прорабатывать детали. Точность, конечно, приходит с опытом, однако, если вы все-таки ошиблись в пропорциях, смочите приготовленную губку водой (желательно, пока рисунок еще не высох) и протрите неудавшееся место. Повторить попытку можно будет, когда лист подсохнет. Количество таких исправлений зависит от качества выбранной вами бумаги.

Будьте честны с собой. Если композиция не удалась, лучше взять новый лист и начать заново. Слабую композицию не скрасит ни цвет, ни виртуозная техника. Потратьте пять минут на осмысление будущей работы и это обязательно принесет свои плоды.

Начинаем работу с цветом

Дальше — самое интересное. Собственно говоря, я всегда действую по простому принципу: от простого — к сложному, от общего — к частному, от понятного — к непонятному, зачем усложнять себе жизнь?

Итак, я начала с заливок. Мне хотелось нарисовать солнечную, яркую акварель, навевающую мысли об отпуске, о красивых провинциальных городах, где на окнах стоят цветы, а стены домов выкрашивают в разные цвета.

Для первой заливки я смешала желтый и оранжевый кадмий и просто нанесла его на нужные места, обходя фигуры девушек. Помните, что акварель выглядит гораздо свежее, если на одно и то же место не наносится много слоев.

Кроме того, помните о простых правилах, смешивая краски:

  • Не смешивайте больше трех цветов. Оттенок будет выглядеть грязным.
  • В то же время, не берите “открытых” цветов. Каким бы голубым ни казалось небо, слегка приглушите выбранный цвет. Заливки одним цветом, как правило, выглядят скучно и плоско.
  • Помните, что после высыхания цвет в акварели бледнеет.
  • Старайтесь правильно рассчитать количество воды. На палитре даже очень жидкий раствор может выглядеть ярко, после высыхания на бумаге — смотрится бледным.

Для того, чтобы работа выглядела аккуратной, нужно помнить и о важных мелочах. Я работаю параллельно как над крупными плоскостями, так и ввожу конкретику в образах героинь. Для таких целей необходим упругий колонок: в лицах и предметах одежды нужна деликатность и точность. Исправления в таких местах явно будут бросаться в глаза. Я нарисовала волосы, очки и тонкой кистью прорисовала корсет.

Плоской беличьей кистью хорошо рисовать прямоугольные формы, например, ставни.

Помните, что легкая небрежность придаст работе свой шарм. Я пользуюсь зернистостью бумаги, и делаю “сухие” штрихи кистью. Кстати, об этой технике я рассказывала в первом акварельном уроке.

Перед тем, как прорисовать мелочи, не забудьте дать тени на лице, и других частях тела, учитывая воображаемый источник света.

Мне кажется, художник, в каком-то смысле должен быть похож на дирижера: он должен слышать как отдельно взятую партию каждого инструмента, так и весь оркестр вцелом. Хороший дирижер должен уследить за всем сразу.

Я продолжаю работу с цветом: прорисовываю окно, кактусы, даю тени на занавесках. Удобнее всего пользоваться беличьей кистью среднего размера с хорошей вершинкой. Такая кисточка хорошо держит влагу, а острый кончик позволяет делать точные контуры.

Не оставляйте тени на потом, старайтесь всегда работать параллельно. Объем сделать очень просто, достаточно хотя бы грубо определить теневые участки. Таким образом, работа не будет выглядеть плоской, даже на начальных этапах.

Наконец костюм второй модели готов, я прорисовываю ее лицо. Обратите внимание, что лица проработаны очень просто, буквально парой штрихов. Мне кажется, это вполне соответствует всему характеру работы. Помните о пропорциях и тогда даже самые небрежные мазки, брошенные в нужном месте не заставят усомниться в том, что нос – это нос)

Подводя итоги

Когда работа уже почти закончена, самое главное, это вовремя остановиться, не перегрузить ее ненужными деталями. В акварели должна быть непосредственность и легкость, постарайтесь сохранить ее на протяжении всего времени работы.

Иногда имеет смысл ненадолго прерваться: пройтись по комнате, посмотреть в окно. А потом окинуть работу, так сказать, свежим взглядом.

В моей работе остались некоторые недоделки: не очень аккуратно очерчен профиль одной из девушек, не хватает небольших, но нужных деталей: туфельки, пуговки на корсете.
Я беру тонкую колонковую кисть и довожу мелочи до ума. Попутно исправляю неточности.

Кстати, “протереть” слой акварели до белого листа тоже можно, но лучше если вы потренируетесь сначала где-то еще, чтобы примерно знать чего ждать от конкретной бумаги. Для этих целей у меня есть жесткие синтетические плоские кисти. Достаточно смочить в чистой воде (так, чтобы с кисти не капало) и аккуратно протереть нужное место.

Ну вот, в общем-то и все. Осталось лишь поставить подпись в углу :)

Что еще почитать


Комментарии

Добавить новый комментарий
Для данной статьи еще нет комментариев, ваш комментарий может стать первым!
×
CAPTCHAОбновить изображение

Товар добавлен в корзину

Заказ в один клик