Три шага к удачной картине на пленэре

Три шага к удачной картине на пленэре

Настали теплые деньки, а значит, наступило время размять свои кисточки. Даже если до этого вы никогда не выходили на пленэр, то майские праздники – прекрасное время, чтобы сделать это в первый раз. 

 

Не знаете, что такое пленэр? Пленэр - это когда художник собирает свои кисти, карандаши, краски, маркеры, скетчбуки, холсты и выходит на свежий воздух, чтобы сотворить шедевр. Традиционно жанром пленэрной живописи считается пейзаж, но если вы предпочитаете писать натюрморты или портреты, то этого никто не запрещает, все в ваших руках!


Итак, вы решились и вышли на улицу, взяв все самое необходимое для пленэра, но не представляете с чего начать? Мы вам подскажем!


Шаг первый – десантирование на местность


Начать надо с поиска места дислокации. Это ваш первый шаг. Конечно, идеальным вариантом было бы заранее знать, что именно вы хотите запечатлеть на холсте. Художники, рисующие давно, не расстаются со скетчбуками и карандашами даже во сне, поэтому, увидев где-нибудь интересный сюжет, они тут же делают набросок. Далее его можно использовать, как ориентир, чтобы вернуться к сюжету уже во всеоружии.


Однако, если вы новичок и не делали никаких набросков заранее, то не спешите рисовать первое попавшееся дерево. Руководствуйтесь правилом – рисовать то, что нравится. Нравится соседский забор? Вдохновляет? Тогда пишите. А если он вас раздражает, то идите дальше.


Хорошим подспорьем для начинающих художников будет список достопримечательностей их города. Только не пытайтесь охватить сразу все, что видите. Выбрали какой-то один крупный объект, не отвлекайтесь на тысячу мелких. Помните, что художник – не фотоаппарат, ему не требуется запечатлеть сразу все, что попало в поле его зрения. Написали основную тему своей картины, можно "забить" фон деревьями, которые не будут отвлекать ни зрителя в процессе разглядывания работы, ни вас, в процессе ее написания.


Шаг второй – объект на мушке


Шагаем дальше. Вы нашли сюжет для вашей будущей картины. Теперь надо определить с какого края к нему подойти. Ведь одно и то же место выглядит совершенно по-разному с различных ракурсов. Поэтому если дерево выглядит прекрасно с этой точки обзора, то вполне вероятно, что с другого угла оно будет выглядеть просто сногсшибательно.


По мнению Герхарда Штрицеля ошибочно полагать, что самый лучший ракурс для рисования – фронтальный. Мало того, что рисовать объемные объекты с «лицевой» стороны очень сложно, так еще и картина часто получается статичной, в ней просто не хватает наклонных линий. Поэтому оптимальный угол зрения для пейзажа любого типа и, особенно для пейзажа с элементами архитектуры, 30 – 45 градусов.

Гертхард Штрицель Фронтальный ракурс Герхард Штрицель Пейзаж под углом 40 градусов

 

Итак, градус пойман, осталось только решить какую именно часть увиденного вы перенесете на бумагу. Для этого стоит определиться с ориентацией листа : альбомной или портретной. На самом деле не всегда действует правило «дерево я рисую в портретной ориентации, а поле и море в альбомной». Чтобы было легче «увидеть» будущую картину на листе, воспользуйтесь самым простым приспособлением. В листе темного картона прорежьте отверстие со сторонами 10 и 14,2 см (это пропорции формата А4). Через эту рамку вы смОтрите на мир с расстояния вытянутой руки и легко определяете, что достойно быть включено в ваш сюжет, а что лучше из него убрать. Ну и сразу же определяетесь с ориентацией листа.

Герхард Штрицель

Следующий немаловажный фактор, а может быть самый важный при работе на пленэре – освещение. Вы так тщательно выбирали место для рисования, бегали туда-сюда в поисках нужного ракурса, прикладывали рамку, а когда расположились, поняли, что солнце светит вам прямо в глаз. Ну что же, поздравляем, придется свернуть позиции и прийти сюда в другой раз. Ну или поискать другое место для рисования.


Однако если солнце находится позади вас, то вам несказанно повезло, а если оно располагается еще и позади справа, то звезды сошлись полностью и можно приступать к работе. Светило точно не помешает вам в течение нескольких часов работы.


Помня о том, что солнце у нас объект динамичный, мы начинаем делать набросок будущей картины. Визуально делим картину на несколько планов – передний, средний и дальний.

планы_картины.jpg

Далее делаем набросок основных объектов на каждом из планов, группируя их так, чтобы получилась уравновешенная композиция. На этом этапе детализация объектов не требуется.

уравновешенная_композиция.jpg

По совету Лейтона Хикмана, после создания композиции, прорисовываем некоторые основные детали, чтобы было понятно, о чем идет речь и оттеняем карандашом наиболее темные места. Источник освещения надо зафиксировать сразу, набросав тени, потому что через 30 минут положение солнца уже существенно изменится и тени переместятся в другое место.

Leighton Hickman набросок
При построении композиции стоит помнить три правила, которые помогут вам при работе с цветом:
1. Чем дальше объект, тем он меньше.
2. Чем дальше объект, тем он светлее и холоднее по тону.
3. Чем дальше объект, тем он менее четок.


Шаг третий – цветовой залп


Вы сделали набросок, проработали тени и теперь не знаете, как приступить к заполнению наброска цветом? Посмотрите на то, что находится перед вами. Определите общий тон картины (холодный или теплый), затем выделите основные цвета (небо – голубой, деревья – зеленые, цветы – красные, домик - желтый), наберите нужные цвета на палитру, разбавьте их почти до прозрачности - настала пора делать подмалевок.


Подмалевок – это нанесение на бумагу тонких слоев краски основной гаммы с целью выделения главных цветовых пятен, грубой прорисовки форм.


На данном этапе работы не важна аккуратность, цвета могут переходить один в другой, четкой границы между ними не существует.

подмалевок.jpg


Следующим этапом является нанесения более густой краски поверх слоя подмалевка. Какого-то конкретного правила, как работать со вторым слоем, нет. Кто-то предпочитает двигаться от светлого к темному, кто-то наоборот, вначале забивает тени, а потом идет на осветление. Важно помнить, что на этом этапе мы не уделяем много внимания деталям, мы просто подчеркиваем форму, определяем глубину работы (вот тут как раз три правила перспективы вам в помощь).

 

Третий этап самый ювелирный. Тут мы работаем с деталями аккуратно и совсем ненавязчиво. Выделяем объекты переднего плана, подчеркиваем резкие тени. Главное не переборщить, чтобы картины не стала пестрой.


Подробнее о поэтапной работе с акварелью на пленэре можно почитать в нашей статье «Шпаргалка для пленэра: чай, молоко и мед».


В следующей статье мы расскажем вам об особенностях пленэра с различными материалами: красками, карандашами, пастелью, маркерами.

 

Купить все, что нужно для пленэра можно в специальном разделе нашего магазина.


Комментарии

Добавить новый комментарий
Для данной статьи еще нет комментариев, ваш комментарий может стать первым!
×
CAPTCHAОбновить изображение

Товар добавлен в корзину

Заказ в один клик