Пастель - изящество шелка и благородство бархата

Пастель - изящество шелка и благородство бархата

Добрый день, дорогие друзья, сегодня мы поболтаем о пастели. Это один из самых нежных художественных материалов, который позволяет добиться в работе очаровательной бархатной текстуры, мягких цветовых переходов и максимальной натуралистичности передаваемого изображения.

Пастель - материал, который изготавливается из красящего пигмента, мела и связующих веществ. В качестве связующего вещества часто выступает гуммиарабик, клей, каолин. Чем ярче оттенок пастельного мелка, тем больше в нем пигмента, чем бледнее, тем больше мела.

Пастель бывает сухаямасляная и восковая. Сухая пастель изготавливается из пигмента и мела (дополнительно применяется глина, белая сажа, бланфикс и каолин). Масляная пастель состоит из пигмента и льняного масла, а в состав восковой пастели входит воск высшей очистки и пигмент.

В свою очередь, сухая пастель (а именно она считается художественной) подразделяется на несколько типов по твердости. Твердость пастели напрямую зависит от того, сколько связующего вещества в нее добавили. Чем пастель тверже, тем больше концентрация связующего вещества. Нельзя однозначно сказать, какая пастель лучше, а какая хуже. Дело в том, что в одной работе художники используют мелки разной степени твердости, так как каждый из них служит определенной цели.

 

Мягкая пастель очень хрупкая, ломается практически от одного прикосновения, поэтому обращаться с ней надо очень аккуратно – одно неловкое движение и в коробочке уже пять крошечных мелков вместо одного большого. Однако большим плюсом мягкой пастели является высокая интенсивность цвета, его яркость и чистота. Кроме того, ею легко покрывать большие участки бумаги и растушевывать пигмент, создавая очень плавные цветовые переходы. Правда мягкая пастель требует большого опыта работы, потому что контролировать силу нажатия и вместе с тем ширину штриха начинающему художнику довольно сложно. Ну и от мягкой пастели очень много пыли, которая может оседать совсем не на тех местах, где вы планировали, окрашивая работу совсем не в те оттенки, которые вы задумали.


suhaya-pastel-01.jpg

Мелки твердой пастели хороши для прорисовки деталей, так как их кончик можно заточить, как обычный карандаш. Цвет это пастели не настолько ярок, как у мягкой, но вполне интенсивный. Пастель данного типа очень хорошо подходит  для графического стиля рисования. Твердую пастель используют для создания кукольного face up в таком хобби, как BJD (шарнирные азиатские куклы). Получаются очень натуральные человеческие лица.

suhaya-pastel-02.jpg

Кроме мелков пастели, существуют еще пастельные карандаши. В принципе, они практически ничем не отличаются от мелков, кроме того, что имеют деревянную оболочку. Карандашами удобно пользоваться там, куда набор мелков нести не очень удобно, они не пачкают руки и пыль от грифеля не летает в воздухе. Большинство художников используют карандаши для проработки тонких деталей.
suhaya-pastel-04.jpg
Существует еще один вид мелков – Derwent Inktense. Производитель любит нестандартные подходы к художественным материалам. Эти пастельные мелки в сухом виде ничем не отличаются от других, но если добавить воды, то получаются почти чернильные краски. Так что не только акварельные карандаши можно разбавлять водой, но и пастель.


suhaya-pastel-05.jpg
Только вот при всех плюсах сухой пастели, как материала, у нее есть один существенный минус - проблема сохранности работы. И решений этой проблемы не много: фиксировать рисунок фиксативами (при их использовании целиком и полностью теряется очарование данного материала, пропадает вся бархатистость и мягкость оттенков) или оправлять его в рамку с паспарту под стекло.

Художники ломают копья на почве чем закреплять готовую работу. Кто-то категорически против лака для волос, а кто-то считает, что не имеет смысла покупать дорогие фиксативы, которые к тому же ужасно воняют.

Марина Трушникова в своем блоге провела эксперимент по закреплению пастели специальном фиксативом и обычным лаком для волос «Прелесть». Эксперимент показал, что фиксатив закрепил рисунок хорошо, однако сильнее изменил цвет работы и даже позволил проступить основе через два слоя пастели. Лак справился с задачей закрепления не хуже, и цвет работа поменяла не сильно (фото из видео Марины).
suhaya-pastel-03.jpg
Также Марина рекомендует укладывать готовые работы между страниц глянцевого журнала и дополнительно фиксировать их зажимами, чтобы не происходил сдвиг.

Альтернативой фиксаторам-распылителям может служить желатин. Бумагу покрывают раствором желатина и пишут пастелью, стараясь не делать много слоев. После окончания работы лист обратной стороной держат над паром, при этом желатин растворяется и приклеивает пастель к листу. Этот способ применялся уже в 18 веке, только вместо желатина использовался рыбий клей.

Традиционным способом сохранности работ является оправление их в рамку с паспарту под стекло. Паспарту в этом случае не дает стеклу касаться бумаги.

Для сохранности работ не последнее значение имеет качество бумаги. Можно использоваться любую фактурную бумагу, постепенно подбирая то, что нравится именно вам: бумагу для пастели, акварельную, наждачную, чертежную, для угольных карандашей и даже ткань или холст. Кстати, выбирая бумагу, обратите внимание на ее цвет. В пастельной живописи цвет основы часто выполняет роль подмалевка, правильном выбором тона можно упростить себе задачу в дальнейшей работе.

Кроме бумаги и мелков для рисования вам могут потребоваться еще несколько дополнительных инструментов.

Палочки для растушевки. Особо смелые пытаются использовать для этих целей собственные пальцы, однако буквально одна картина и желание этим заниматься пропадает напрочь – пастельный пигмент вгрызается в кожу с такой силой, что отмывается далеко не с первого раза. Используйте палочки, господа, используйте палочки. Кстати, очень удобно пользоваться силиконовыми палочками, их не требуется стачивать, как бумажные, чтобы избавиться от предыдущего цвета - протер тряпочкой и все.
suhaya-pastel-06.jpg
Ластик для исправления работы. Ластиком мы ни в коем случает не трем неудачное место, а постукиваем по фрагменту, сбивая с него пигмент. Если захочется потереть, то тоже всего лишь один раз. Пастель такой материал, который быстро приучает к аккуратности. Потрете и получите большое грязное пятно. Кстати, кое-кто для удаления ненужных линий использует хлебный мякиш.


Маски. Пастель, как уже неоднократно было сказано, очень сильно крошится и легкой пылью витает в воздухе, поэтому чем меньше ею дышать, тем лучше. Маску можно взять обычную, аптечную. Не очень удобно, но здоровье дороже.

Перчатки. Помним, что пастель вгрызается в кожу, а мягкая пастель еще и очень легко крошится, особенно в руках начинающих художников. Никогда не забудем свой первый опыт рисования пастелью и прекрасные разноцветные руки, которые демонстрировались окружающим пару дней после.

Цветной вам творческой недели!


Комментарии

Добавить новый комментарий
Для данной статьи еще нет комментариев, ваш комментарий может стать первым!
×
CAPTCHAОбновить изображение

Товар добавлен в корзину

Заказ в один клик