Как правильно подобрать кисть по материалу волоса

В прошлом выпуске я рассказывала о различных формах пучка кисти и его назначении, об акварельных кистях из колонка и белки. А так же о строении кисти: какой должна быть обойма, ручка и пучок. Сегодня, продолжая тему кистей, вспомним о других техниках. Какой волос лучше, к примеру, для масла, почему нельзя использовать те же кисти и для акрила? Как правильно ухаживать за кистями, чтобы они прослужили долго?

Свиная щетина

Кисти из щетины очень упругие, используются в живописи маслом, акрилом, темперой. Важнейшей характеристикой щетинного волоса является расщепленный кончик, способствующий хорошему наполнению кисти и ровному нанесению краски на поверхность. Проще говоря, чем гуще краска, тем жестче должен быть волос.

Традиционно много щетины получают в Китае и России. Щетину сортируют по цвету (белая, черная, серая) и длине волоса. Затем отмывают в химических растворах, отбеливают, выравнивают и прочесывают в специальных машинах, кипятят, сушат и, наконец, собирают в пучки. Только обработанная щетина подходит для профессиональных кистей: ее волос отличается упругостью и прочностью. От качества кисти будет зависеть и структура мазка.

Как правило, кисти из щетины имеют длинную ручку. Она позволяет художнику расположиться на достаточном расстоянии от холста. Маленькая ручка удобна для небольших форматов.

Мангуст

Кисти из мангуста также используются в масляной и акриловой живописи, поскольку обладают всеми необходимыми качествами: волос мангуста упругий, способен удерживать много краски. Его волос жестче, чем соболиный, но мягче, чем щетина. Его легко определить по окраске, кончик волоса темно-коричневый, а по длине — черно-белый.

Ушной волос

Ушной волос берется с ушей волов. Длинный и жесткий, цилиндрической формы, не образующей острый кончик. Такие кисти недороги, но прочны и упруги. Часто ушной волос смешивают с другими натуральными или синтетическими материалами для улучшения свойств пучка. Предназначены для работы маслом, темперой, гуашью.

Козий волос

Кисти из козьего волоса применяются в акварели, технике сумиё, каллиграфии, в работе с керамикой: их волос достаточно длинный, хорошо держит краску, мягкий и упругий, не оставляет жестких следов на поверхности.

Кроме того, кисти из козы выдерживают температуру горячего воска, поэтому их с удовольствием используют любители батика. Часто такие кисти делают с легкой бамбуковой ручкой, не разбухающей и прочной. Как и многие другие типы кистей, мех козы часто комбинируют с мехом других животных, добиваясь тех или иных свойств кисти.

Красный соболь

Волос соболя очень схож с мехом колонка, поэтому многие производители не делают разницы между мехом этих животных. Однако небольшие различия все же есть. Волос соболя не такой длинный, как у колонка, тонкий, но упругий. Оттенок у него более темный. Износостойкость выше, чем у колонка. Используется в акварели, гуаши, темпере.

Конский волос

Кисти из конского волоса дешевы и практичны. Такой волос обычно достаточно длинный, что позволяет делать очень большие кисти. Конские волоски от природы не способны формировать кончик, поэтому их часто смешивают с волосками другими животных.

Кисти из других натуральных материалов

С древнейших времен художники экспериментировали в вопросе выбора волоса для кистей. В древнем Китае и Японии кисти делали из волоса лани, лисы, куницы, зайца, кошки, козы, говорят, что в ход шел даже мех крыс.

Существуют упоминания и о шерсти осла, выдры, собаки, медведя. Волоски брали из хвоста, с боков, с конечностей и верхней челюсти животных, пробуя кисти снова и снова, добивались нужного результата.

И в наше время можно встретить кисти из ласки, кролика, барсука или лошадей самбо. Часто эти кисти не способны формировать кончик, слишком грубые или слишком мягкие для традиционных техник. Поэтому они комбинируются с ворсом других животных. Но каждая качественная кисть имеет свое предназначение.

Синтетический волос

Синтетические кисти изготавливаются из нейлоновых, полиэстерных и других волокон. Нейлоновые кисти не годятся для работы акварелью, они слишком жесткие и не “отдают” воду. А вот для масла и акрила это качество как раз уместно: они хорошо держат краску.

Синтетический волос на основе сложных полиэфиров дает разную степень эластичности. Волоски разной длины и диаметра собирают в пучок, который дает капиллярный эффект, что позволяет использовать такие кисти даже в акварели.

Однако синтетические кисти сильно уступают натуральным в долговечности. Ворсинки быстро изнашиваются, становятся мягкими. Замечено, что плоские синтетические кисти изнашиваются быстрее круглых. Многие художники предпочитают покупать синтетику охапками и легко с ней расстаются, когда кисть изнашивается, недорогая цена вполне это позволяет. Кроме того, синтетику смешивают с натуральным волосом, получая таким образом выгодный симбиоз: кисть приобретает новые достоинства. Например, добавление волосков красного соболя дает возможность использования в акварельной, масляной, акриловой живописи, а смешивание со свиной щетиной преобразовывает кисть очень приятный инструмент для масла. При этом срок жизни кисточки значительно увеличивается.

Уход за кистями. Советы.

  • После использования кисть нужно обязательно помыть в теплой воде с мылом. Холодная вода не до конца вымывает краску, а горячая вредна для черенка и самого ворса. После масляных красок кисти необходимо отмочить в кистемойке в пинене. А потом уже в воде с мылом. Не усердствуйте сильно, но мойте тщательно)
  • Не давите на ворс, иначе можно повредить структуру пучка. После того, как кисть вымыта, промокните ворс полотенцем, чтобы убрать излишки воды.
  • Очень важно придать правильную форму пучку. После высыхания она сохранится. Поэтому никогда не забывайте мокрые кисти в пленерных сумках и пакетах)
  • Ворс вымытых щетинных кистей нужно оборачивать бумагой. По мере высыхания обертка будет сжиматься и держать форму кисти. Так, ваши кисти всегда будут стройными и послушными. Если этого не делать, кисть будет «лохматой»

  • Используйте специальные «дышащие» коврики и пеналы для хранения и переноски кистей. Этим вы увеличите срок их службы.
  • Не используйте одни и те же кисти для масляных красок и водорастворимых красок. Масло отталкивает воду. Выделите также специальные кисти для покрытия работ лаком и грунтом.

Что еще почитать:
Первая часть из этой серии — о формах и назначении кистей.


Комментарии

Добавить новый комментарий
Для данной статьи еще нет комментариев, ваш комментарий может стать первым!
×
CAPTCHAОбновить изображение

Товар добавлен в корзину

Заказ в один клик