Как легко и просто рисовать любыми материалами? Секрет художников раскрыт!

Как легко и просто рисовать любыми материалами? Секрет художников раскрыт!

Итак, в прошлый понедельник мы обещали вам рассказать об особенностях пленэрной живописи разными материалами. Мы свое слово держим, раз обещали – рассказываем.


На пленэр можно ходить с самыми различными материалами, художник не ограничен в выборе, чем ему рисовать. Невозможно сказать, что идеальным материалом для пейзажных зарисовок является масло, а вот цветные карандаши - катастрофический провал. И у масла и у карандашей есть свои сильные и слабые стороны. Например, нет ничего проще, чем схватить пенал с карандашами, скетчбук и быстренько выбежать из дома на природу порисовать. Однако надо учитывать, что для масштабных работ карандашики не очень удобны, а вот масло – буйство красок, эпичность работы!.. Но для рисования пейзажей маслом одним скетчбуком не обойдешься. Придется брать холст, этюдник, палитру, краски, растворители, набор кистей и других инструментов. Внушительный наборчик выходит. Не для слабых телом.


Поэтому мы решили не ставить перед собой задачу склонить вас к какому-то определенному материалу. Наша задача максимально объективно рассказать начинающим художником о плюсах и минусах всех материалов, а выбрать себе какой-то один или попробовать сразу все – решаете уже вы.

 

Кашу маслом не испортишь

Начнем мы с масляных красок. Ведь мэтры пленэрной живописи любили этот материал не зря. Масляные краски позволяют писать в большом разнообразии техник, при этом даже небольшой этюд выглядит, как вполне законченная работа. Однако, как уже было сказано выше, нести с собой придется не мало.


Набор живописца маслом включает в себя:


Этюдник - коробка с треногой, крышкой для крепления холста и отделениями для красок, разбавителей, тряпочек кисточек и прочего.

 

Холст. Для начинающих художников подойдет картон, который прогрунтовать лучше заранее, а еще проще уже купить грунтованный. Стоимость его вполне доступна даже для студента, поэтому он является оптимальным материалом для экспериментов с маслом.

 

Набор масляных красок. Если вы не успели набраться опыта в смешивании цветов, можно нести сразу все, что у вас есть. В этом случае не придется тратить время на создание нужного оттенка. Ведь на пленэре некогда размышлять, надо действовать. Но если хоть какой-то опыт имеется, то лучше взять основные цвета в холодных и теплых оттенках. Белила должны быть припасены в двойном размере, так как они расходуются больше всего.

 

Палитра. Для масла используется деревянная или пластиковая палитра, желательного белого или прозрачного цвета, чтобы понять истинную природу оттенков. Краски на нее выдавливаются щедро, чтобы было пространство для маневра и возможности более правильно оценить полученный цвет

 

Кисти. Начинающие живописцы должны собрать базовый набор из кисточек, которы впоследствии будут дополнять своими любимыми. В набор обычно входят несколько кисточек из щетины. Но их лучше использовать для более крупных работ (холст не менее 50 см по меньшей стороне), так как щетина дает неоднородный мазок и ею трудно проработать детали. Колонковые кисти, например № 2,3 отлично подойдут для выделения акцентов и работы с мелкими элементами. Вместо колонка можно взять тонкую синтетику, но стоит учитывать, что она менее долговечна и при промывке быстро лохматится, теряя свою форму. Также в набор можно приплюсовать пару крупных синтетических кистей для получения равномерного гладкого мазка.

 

Растворители для промывки кистей и разбавители для разбавления красок: пинен №4, уайт-спирит, смесь 1:1 уайт-спирит и живичный скипидар, смесь 1:1 пинен №4 и растительное масло. Чистый скипидар использовать не рекомендуется, краски плохо сохнут и быстро темнеют. 

 

Так же в стандартный походный набор входят тряпочки, влажные салфетки, вода для питья, панамка или зонт.

При написании картины масляными красками стоит учитывать, что масло сохнет долго, поэтому нести работу нужно аккуратно, чтобы не смазать. Если у вас нет машины или велотранспорта, то единственный выход – не удаляться далеко от дома.


Одежда на пленэре должна быть нейтральных цветов (серый, хаки), потому что яркие цвета будут давать сильные рефлексы на холст и вы рискуете получить совсем не те оттенки, которые планировали.

Drawn_wallpapers___Paintings_Painting_Monet_-_Cliff_top_069207_1_копия.jpg

Жажда акварелиста

Где-то мы слышали, что акварель не слишком хорошо подходит для пленэра, и громогласно заявляем, что категорически с этим не согласны! Акварель – прекрасный материал, позволяющий получить воздушные пейзажи, однако айсберг, погубивший Титаник, тут все-таки плавает. Акварели нужно много воды. Нет, не так… МНОГО воды. И не только потому, что краски нужно разбавлять, а потому что от большого количества воды зависит чистота цвета, кисти надо постоянно промывать, чтобы не было грязи. Поэтому на пленэр мы берем с собой не только походный набор акварелиста, но и приличную такую бутылочку воды.


Набор акварелиста включает в себя:


Бумагу. Сейчас можно купить почти любую акварельную бумагу, правда некоторая из них стоит, как опора чугунного моста. Поэтому, выбирая бумагу для первого пленэра, стоит отдать предпочтение не очень дорогой, ученической. Если шедевр не выйдет с первого раза, не так страшно.
Бумага в склейках плотностью 300 г/м позволяет не брать с собой дополнительный планшет для рисования и скотч для крепления бумаги. Однако если вы планируете попробовать писать в разных форматах, то лучше купить лист бумаги и порезать его под себя. Если же хотите попробовать разную бумагу, но нет возможности приобрести каждой по листу, то проще купить уже готовый скетчбук, включающий в себя все самые популярные сорта акварельной бумаги.

 

Планшет для крепления листа обязателен. И дело тут не в удобстве рисования на тверденьком. Дело в том, что лист бумаги постоянно смачивается водой, от чего он коробится и идет волнами. Поэтому листы натягивают на планшет при помощи малярного скотча и смачивают. А после завершения работы и снятия скотча, остается очень красивая рамочка вокруг рисунка. Только предварительно проверьте на маленьком листе бумаги, как она ведет себя именно под тем скотчем, который есть у вас в наличии. Иногда случается, что скотч отрывает за собой верхнюю часть листа.

 

КраскиТут такой же совет, как и в масляной живописи. Умеете смешивать – прекрасно, обходимся походным наборчиком первой помощи, не сильны в этом - берем большее количество кюветок. Для новичков оптимально будет взять краски в коробке, крышку которой можно использовать, как палитру. Кюветки лучше всего приклеить к коробке двухстороннем скотчем, а для более быстрой ориентировки в цветах, сделать выкраску.

 

Кисти. Для пейзажной живописи нужен флейц (широкая кисть для смачивания бумаги), нет флейца, можно взять просто широкую кисть. Нет такой? На первый раз пойдет и поролоновая губка, она тоже неплохо смачивает бумагу. Кисточки для акварели лучше брать натуральные. Белочка №4-5 отлично держит воду и пигмент, позволяя работать на формате А4, колонок №2 очень удобен в работе с мелкими деталями. Транспортировать кисти лучше в специальном пенале. В идеале, если он будет бамбуковый.

 

Карандаш для наброска, ластик, салфетки. Карандаш лучше брать мягкий и набросок делать им легкими линиями. Дело в том, что графит просвечивает через акварель, а если перед заливкой поработать ластиком, то можно испачкать и затереть рыхлый слой акварельной бумаги. Существуют специальные акварельные карандаши, например у Derwent, которые растворяются после того, как на него попадет вода. Но у таких карандашей есть одна особенность, из-за которой наброски ими делать нельзя. Они хоть и растворимые, но дают жесткую линию, с бумаги ластиком не стираются. Поэтому ими хорошо пройтись уже по готовому наброску, обозначив контур, а затем убрать обычный карандаш ластиком.
Салфетки нужны для отжимания кистей, сбора лишней краски, вытирания рук.

12446361_1735785866636661_1247907048_n_копия.jpg

Мягкая пастель


Пастель – материал очень интересный, и если знать некоторые хитрости в работе, то пейзажи можно получить просто невероятные. Для пленэра с пастелью мы берем с собой этюдник с ящичками, сумку с пастелью, уголь для набросков, бумагу для пастели, малярный скотч или зажимы для бумаги, фиксатор (обычный лак для волос подойдет), растворитель и жесткую кисть из щетины.


Бумагу для пейзажа лучше выбрать нейтрального цвета, например 50% серого и с бархатистой фактурой, чтобы пастель с нее не осыпалась. Если вы решите писать на холсте, то придется покупать подрамник Жило. Дело в том, что при закреплении холста колками, по нему приходится стучать и это вызывает осыпание пастели.


Наброски делаются не карандашом, а мелком близким по цвету к бумаге или углем, потому что на карандаш пастель ложится не слишком хорошо. Уголь тоже лучше смахивать перед началом работы, он может спровоцировать потемнение масляной пастели.

PLein-Air-Set-up-w-photo_Layout-1_копия.jpg

Тот, кто никогда не рисовал масляной пастелью, может не понять, почему у других мастеров картины получаются цельными по цвету, с нужными переходами, а у них «рваные» и грубые. Дело в том, что после того, как на набросок нанесен первый слой пастели (который и выглядит грубым и рваным), по нему проходят жесткой щетинистой кисточкой, смоченной в пинене (растворитель №4). Рисунок становится похожим на выполненный красками. Кто-то может остановиться на этом этапе, а кто-то наложить еще один слой, выделяя акценты и прорабатывая детали.

Начинающие художники часто не знают, как закрасить пастелью большую плоскость бумаги. Делается это отломанным кусочком мелка, который кладется плашмя. Цвет получается достаточно равномерным и без лишних грубых мазков. Заполнять рисунок цветом стоит с темных участков, потому что пастель не прозрачный материал. Если вы поверх светлого будете наносить темное, то просто потеряете время, потраченное на выделение светлых участков.

 

Если вы выбрали для рисования сухую пастель, то знайте, ее можно растереть пальцами, но аккуратно, не втирая в поры бумаги, иначе следующий слой ляжет уже хуже.

Стоит помнить, что после закрепления рисунка сухая пастель меняет цвет на более темный. Это всегда надо учитывать при подборе оттенков для пейзажа.

Закрепляется этот материал специальным закрепителем или лаком для волос. Если пастель не закреплять (чтобы сохранить цвет и бархатистую текстуру), то следует озаботиться о рамке с паспарту и стеклом.

пастель_копия.jpg


Коробка с карандашами


В принципе, этим на пленэре можно и ограничиться, в смысле - коробкой с карандашами и бумагой, но мы рекомендуем добавить в походный набор еще несколько вещей: простой карандаш, ластик, нож для затачивания и планшет, чтобы закрепить бумагу.


Карандаши для рисования пейзажей стоит выбирать качественные. Школьные карандашики тут будут не уместны. Деревянный карандаш должен быть настолько мягким, чтобы легко точился и настолько твердым, чтобы древесина удерживала грифель и не крошилась при нажиме. Оптимальным вариантом будет карандаш из кедра.


Количество карандашей в работе – чем больше, тем лучше. Это не краски, получить новый тон путем смешивания без опыта не получится.


Накладывать цвет на рисунок желательно так, чтобы штрихи повторяли форму объектов. Там где требуется выделение деталей, штрихи лучше делать грубые и насыщенные, где нужно легкое затемнение – нежные и воздушные. Только в работе стоит помнить, что тяжелый карандашный штрих уже не изменить, он будет выделяться на работе, поэтому придется практически сразу учиться регулировать нажим на бумагу.


Важной особенностью при работе с карандашами является грамотное наложение одного цвета на другой. Дело в том, что порядок смешивания цветов имеет первостепенное значение. Если вы наложите синий на желтый, то это будет совсем не тот оттенок, который получается при наложении желтого на синий. При рисовании карандашами помните, что цвет в основном накладывается от светлого к темному.

 

ravl_85328455_копия.jpg

Маркируем бумагу

Маркеры достаточно благодатный материал для рисования пейзажей, но максимально интересно они смотрятся на городских зарисовках. Добиться полной натуралистичности маркерами сложно, они все-таки больше рассчитаны на стилизованную работу, но в этом и заключается их основная прелесть. Маркерами очень интересно работать в тревел-буках, работы получаются книжными иллюстрациями к вашему путешествию.


Для работы с маркерами требуется специальная бумага, которая не пропускает чернила на обратную сторону, позволяя рисовать с двух сторон листа. Если вы рисуете на акварельной бумаге, помните, что она впитывает слишком много чернил, поэтому срок службы стержня маркера будет меньше.


Набросок обычно совершается не карандашом, а сразу маркером бледно-серого цвета. В некоторых случаях можно использовать тонкий лайнер. Одна из известных художников, рисующих маркерами, Анна Эгида, вообще рекомендует выбросить ластик, даже если вы рисуете карандашом. Это развивает точность руки и смелость в проведении линий.

Вообще, у Анны есть чему поучиться, она является преподавателем в школе Вероники Калачевой и в Британской высшей школе дизайна на курсе Дмитрия Карпова (кстати, обе школы предоставляют приз (бесплатное обучение) на конкурсе художников Faber-Castell). У Анны потрясающий талант рассказывать ученикам все тонкости и хитрости работы с маркерами. Даже у тех, кто никогда не пользовался этим материалом, обязательно получается приличный скетч с первого раза. Рекомендуем ознакомиться с ее ЖЖ, там можно найти много интересного.

маркер_эгида_копия.jpg


А вы, дорогие читатели, рисуйте, не бойтесь цвета, показывайте свои работы в инстраграме с тегом #mycolormondays и мы обязательно опубликуем их у себя. Надеемся, что наша статья была вам полезна. Всего самого наитворческого!


Комментарии

Добавить новый комментарий
Для данной статьи еще нет комментариев, ваш комментарий может стать первым!
×
CAPTCHAОбновить изображение

Товар добавлен в корзину

Заказ в один клик